ИНФОРМАЦИЯ об основных положениях законодательства по переходу на новую систему обращения с отходами

13.03.2018

С 2016 года в сфере обращения с отходами произошли существенные изменения.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», расширены и уточнены полномочия субъектов Российской Федерации по регулированию сферы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), при этом, органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Вводится новая система обращения с ТКО, институт регионального оператора, в обязанности которого входит оказание новой коммунальной услуги по обращению с ТКО и новые подходы к тарифному регулированию в данной сфере.

Распределение полномочий:

С 1 января 2016 года субъекты Российской Федерации реализуют отдельные полномочия в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО:

-   разработка территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, реализация региональных программ (Министерство охраны окружающей среды Кировской области)

-   утверждение инвестиционных программ операторов (Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области, далее – Мин ЖКХ), а также Единых тарифов региональных операторов (Региональная служба по тарифам, далее - РСТ)

-       установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (Мин ЖКХ)

-   утверждение порядка сбора ТКО, в том числе раздельного сбора (Мин ЖКХ)

-       утверждение правил деятельности регионального оператора и осуществление контроля за деятельностью регионального оператора (Мин ЖКХ)

-   с участием ОМС организация деятельности в сфере обращения с ТКО (МинЖКХ)

Этапы перехода на новую систему:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлены этапы перехода на новую систему обращения с ТКО. Переходный период (до 01.01.2019), позволит субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).



При этом субъектам Российской Федерации необходимо:

1) в течение 2017 года - завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов;

2) не позднее 1 мая 2018 года - определить регионального оператора и заключить с ним соглашение. Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора. На территории Кировской области конкурсный отбор регионального оператора организует и проводит Мин ЖКХ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами»;

3) до 1 июля 2018 года - обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в РСТ. Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.;

4) не позднее 1 января 2019 года - обеспечить наступление обязанности собственников ТКО по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Особенности оказания услуги по обращению с ТКО (в дальнейшем коммунальной услуги:

На основании вышеизложенного, до даты начала оказания региональным  оператором     услуги по           обращению    с  твердыми

коммунальными отходами применяются положения               действующего

законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.


Одновременно следует обратить внимание, что согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федераиии сбор, транспортирование, обработка, утилизаиия, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с:

-    Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»;

-    региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;

-    территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с

ТКО.

Согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

 

Зона деятельности регионального оператора:

На территории Кировской области будет действовать один региональный оператор. При этом региональный оператор вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (при наличии лицензий на сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности), так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющих соответствующие лицензии.

В соответствии с пунктом 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01.01.2018.

 

Реализация Территориальной схемы:

Распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

С 2014 года статьей 12 Закона № 89-ФЗ введен запрет на размещение (захоронение) отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). На сегодня, в регионе 22

объекта (полигона) внесены в ГРОРО и соответствую требованиям законодательства.

Начиная с 2018 года, тарифы на размещение ТКО будут устанавливаться только на объекты, внесенные в ГРОРО, и только тем организациям, которые имеют соответствующую лицензию.

Согласно пункту 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Обращаем внимание: С 01.01.2018 вводится запрет на захоронение отдельных видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты. Перечень указанных видов отходов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р.

В 2012 году в Кировской области проведена инвентаризация объектов размещения коммунальных отходов. На основании полученных результатов в соответствии с принятым органом местного самоуправления решением Правительством Кировской области принято распоряжение 28.12.2013 № 431 «Об утверждении перечня свалок твёрдых бытовых отходов, подлежащих рекультивации, и перечня свалок бытовых отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации».



В настоящее время необходимо выстраить работу по исполнению положений распоряжения. В первую очередь поселениями разработан четкий график вывода из эксплуатации свалок (путем их закрытия) и одновременного создания системы сбора коммунальных отходов в населенных пунктах, привязанных к закрываемым свалкам. В дальнейшем закрытые объекты должны быть ликвидированы или рекультивированы, при этом потоки отходов должны направлятся на объекты, внесенные в ГРОРО.


Возврат к списку